Элементы финского образования в Украине

КАКИЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ФИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЫ МОЖЕМ ВНЕДРЯТЬ УЖЕ СЕЙЧАС и с тем, что есть и без особых затрат.
Это то, для чего требуется только желание и готовность сделать что-то классное!

Итак, ПРОСТРАНСТВО.

Финский подход к обустройству школьного пространства — простой и практичный, без излишеств и наворотов. В школе все должно работать на мотивацию, обучение, общение, развитие, здоровье и комфорт, в той мере, которой достаточно для качественного выполнения задач.

Поэтому, в финской школе можно встретить и раритетный диапроектор для показа пленочных слайдов, и современное мультимедийное оборудование, и 3Д принтер, и широкофоhматный плотер, и оверлоки Bernina, и деревянный ткацкий станочек (по сейчас не могу отойти – запал в душу

Все стены в классах – рабочие, нет портретов ученых, шкафов с пыльными самоделками и методичками. Есть доски, на которых можно писать, а при желании и размещать портреты ученых
Доски есть также в коридорах и холлах, что дает возможность быстро превратить их в учебные помещения. Да, и на этих досках никто не пишет никаких плохих слов. Наверное, это пресловутые финские «доверие и ответственность»

Короткий северный световой день заставляет финнов ловить каждый лучик солнца. Поэтому, в их школах большие окна, прозрачные стены (стеклопакет+жалюзи) между классами и коридорами, открытые пространства и все устроено так, чтобы максимально полно и эффективно аккумулировать естественное освещение.
У нас такая же задача – повысить энергоэффективность школ. Поэтому, я уверена, финские подходы к решению этой задачи для нас будут очень кстати.

Детальнее о финском школьном пространстве можно посмотреть у меня в Фб посты за 13-18 марта.

Так, как же мы можем применить финские ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧНОСТИ и РАБОТАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА в наших школах?

1) Уже упомянутые ДОСКИ НА 2-3х СТЕНАХ в классах, а не только 1 — там, где место учителя.
Цена вопроса: доска 90х120: меловая – 850 грн., маркерная – 770 грн., пробковая – 580 грн.
Получаем отличную возможность использовать класс как для индивидуальной, так и для групповой работы, особенно если в классе есть МЕБЕЛЬ-ТРАНСФОРМЕР (самый простой вариант – трапециевидные столы).
А, если в холле (или столовой – почему нет?) повесить большую маркерную или меловую доску 100х400 (3500-4500 грн), то появится возможность использовать эти пространства для мероприятий (тренинги, курсы) для больших аудиторий.

2) В каждой нашей школе есть масса «бесполезного» пространства, которое «простаивает».
Несколько вариантов СДЕЛАТЬ «БЕСПОЛЕЗНОЕ» ПРОСТРАНСТВО ПОЛЕЗНЫМ:
— зона активного отдыха (мл. школа) — пол, РАЗМЕТКА «КЛАССИКИ», «ЛАБИРИНТЫ», «ШАХМАТНАЯ ДОСКА», «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ» и т.д. Ту же разметку можно сделать и на пришкольной территории, (краска для пола 5 л., 500 грн)

— зона активного отдыха, где можно поставить СТОЛ ДЛЯ ПИНГ-ПОНГА (5,500 грн) или СДЕЛАТЬ ИГРОВУЮ РАЗМЕТКУ СТЕН (нарисовать на стене разного размера «мишени»), и на переменах можно играть той же ракеткой и мячами для пинг-понга.
Краска 5 л., 500 грн, ракетки и мячи для пинг-понга 250 грн. (1 ракетка и сет из 6 мячей). Да, это расходный материал – мячи затеряются, но это то, что, как правило, есть у каждого ребенка дома и кинуть ракетку с мячом в рюкзак – нет проблем, зато на переменке есть чем заняться.

— СТЕНЫ-ПОДСКАЗКИ, СТЕНЫ-РАЗВИВАЛКИ, СТЕНЫ-МОТИВАТОРЫ

ПОДСКАЗКИ – визуализация основ предметов (принципы, формулы, элементы), например – периодическая таблица химических элементов, строение молекул известных всем понятий (шоколад, радость, любовь и т.д), геометрические/алгебраические/физические формулы, геологические или исторические периоды и т.д.

РАЗВИВАЛКИ – всё, что помогает развивать образное, критическое, творческое и т.д. мышление: геометрические иллюзии, примеры интересного дизайна и т.д.

МОТИВАТОРЫ – мотивирующие цитаты (успех, взаимопомощь, саморазвитие, дружба, счастье и т.д.)

(краска 5 л., 500 грн)

3) Пришкольная территория, которая у нас «простаивает» почти всегда. Да, там играют, бегают дети, но это можно делать интереснее, развиваясь.
Предлагаю варианты СДЕЛАТЬ «БЕСПОЛЕЗНУЮ» ПРИШКОЛЬНУЮ ТЕРРИТОРИЮ ПОЛЕЗНОЙ:

— уже упомянутая выше РАЗМЕТКА «КЛАССИКИ», «ШАХМАТНАЯ ДОСКА», «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ» и т.д. (краска для разметки асфальта 5 л., 250 грн)

— ЛАНДШАФТНЫЕ «ЛАБИРИНТЫ»
Здоровская штука, если делать большой «гулябельный» лабиринт с идеей!
Вообще, история лабиринтов это отдельная тема для изучения, в ней масса увлекательных историй – и о нити Ариадны, спасшей Тесея в лабиринте Минотавра, и о загадочных лабиринтах-фигурах в пустыне Наска, и об огромном египетском лабиринте, который Геродот считал круче пирамид, и о мрачных средневековых лабиринтах, и о шикарных парковых лабиринтах французских и английских королей, и о японских лабиринтах в садах-дзен … . Это реальные темы для межпредметных проектов (история, география, геометрия, литература, труды).
Ориентировочная цена вопроса – зависит от того как и кто будет его организовывать – можно пригласить ландшафтного дизайнера (дорого) или сделать самим (дешево).

— НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ШИН.
Повторное использование материалов – это один из мировых эко-трендов. Из шин разных диаметров можно сделать качели, песочницу, домики, столики, пуфики, вариант шведской стенки и т.д.
Цена вопроса также зависит от идеи, возможно, понадобится дополнительные материалы (краска, веревки и пр.) и затраты, но в сравнении со стоимостью игровой площадки, которая обойдется не меньше 25 тыс. грн., вариант с шинами – хорошая альтернатива.

3 проекта рационального задействования пространства, вполне реальные и подъемные по затратам для каждой школы.

Повторюсь – это не то (кроме досок на стенах), что мы видели в финской школе, это ИСПОЛЬЗОВАНИЕ их ПРИНЦИПОВ РАЗУМНОЙ И ПРАКТИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА на базе имеющихся у нас ресурсов.

Вопрос – а кто это все для нас сделает?
Ответ – сами. Более того, нам нужно будет это делать в рамках концепции Новой Украинской Школы и Основ Стандарта Образования, их принципов, направлений и задач.

Так, что развиваемся и действуем в русле «ПЕДАГОГИКА ПАРТНЕРСТВА» — взаимодействие учителей, родителей, учеников на базе взаимного доверия и уважения.

Доверие и уважение не возникает в результате род. собраний со сдачей денег на моющие и ремонт, линеек и поздравлений на День Учителя.
Доверие и уважение возникает в процессе и как результат совместной деятельности, реального проявления отношения людей друг к другу, например, СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ -ДЕТИ/РОДИТЕЛИ/УЧИТЕЛЯ создают новое школьное пространства.

Кто-то проигнорирует, а кому-то это будет не просто интересно, но и то, что надо! Это я говорю совершенно ответственно и осознанно, т.к. одна из главных проблем «отцов и детей» – отсутствие качественного взаимодействия на основе общих интересов, целей или результата.
Если у вас каждый день работа и ваше хобби – вышивание или лобзик (условно), а у ребенка каждый день школа и увлечения современной музыкой и скейтом (конкретно), то у вас нет шансов интерактивных пересечений ни во времени, ни в пространстве. Ну, разве что, если освоить скейт.

Родители детей, посещающих мои профориентационные занятия, часто спрашивают о совместных тренингах «родители+дети», ведь для всех нас, родителей, это важно – общаться с детьми вне домашнего контекста, увлекательно проводить время вместе, не терять связь/налаживать связь с детьми, да и вообще – чувствовать себя активно.

Подобные проекты на базе школы – самое то! Что может быть лучше для установления доверия и уважения друг к другу, чем общее дело, общая цель, работа на конкретный результат, которым будут пользоваться люди, этот результат сами и сотворившие?

Только, если запустить это как «субботник» — ничего не получится. Так, конечно, проще – всех собрать в приказном или полу-приказном порядке, подтянутся родоки, конечно (куда деваться), но драйва не будет.
А, если проработать это как проект, подготовиться, продумать варианты, изучить ресурсы, распланировать и правильно представить родителям идею и результат – будет кайф, будет драйв и будет круто!

Кстати, ПРОЕКТНАЯ РАБОТА и КОМПЕТЕНТНОСТИ есть и в новой финской школьной программе (Core Curriculum). Финны – практичные люди и понимают реальную ценность отношений и навыков, которые вырабатываются в совместной созидательной деятельности.
А для нас важность и ценность такой деятельности в 1000 раз больше, ибо нам еще созидать и созидать.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА – о, это мощная вещь! Это и новое содержание образования, и формирование компетентностей, и межпредметное обучение, и разновозрастные группы, и, уже упомянутая, педагогика партнерства, и много чего, еще не упомянутого.

Предположим, что у вас все ОК со школьным пространством и вам не надо ни стены разрисовывать, ни лабиринты делать, — что может быть проектом?
Причем, не футуристическим — «как построить город будущего?» и не абстрактным – «как сделать миру-мир?», а вполне реальным, конкретным, где взаимодействие утром, результат вечером, а уже следующим утром – этот результат есть частью обычной жизни и следующим этапом для работы на следующий результат.
Это та самая готовность ко взрослой жизни, которую мы пытаемся как-то взрастить на уроках по основам здоровья или «человек и мир».

Темы, которые могут быть не просто проектно интересными и полезными, но и перспективными в плане спонсорской поддержки, т.к. эти проекты касаются проблем не только школы:

а) все, что касается экологии, ресурсо-сбережения, их повторного использования и т.д. Это очень важная тема для страны и, я уверена, что школьные инициативы в этом направлении не останутся незамеченными.

б) «ответственное гражданство», когда жизнь школы есть частью жизни района, села, города, громады. «Что я могу сделать, чтобы жить в моем городе стало лучше и интереснее?» — какую же инициативу школы город поддержит? Конечно, ту, что делает город лучше!

в) междушкольное общение, когда школа френдится с другой школой (Украина, другие страны) и школы делают совместные проекты. Все не так уж фантастично — интернет в помощь + прокачиваем практический английский и налаживаем активные дружеские связи для дальнейших дружеских визитов

За что люблю проекты? За то, что они — реальная модель изменения мира и формирования ответственности за результат наших мыслей и действий.
Придумываем идеи, воплощаем их, создаем свой новый мир!
Мыслим масштабно!

(… где-то это было «мысли глобально, действуй локально» …, надо вспомнить — как раз в точку!)

Еще раз – это не калька с финской школы, это ее принципы (не все, часть), которые можно внедрять уже сейчас,
даже в рамках нашей существующей системы,
а, тем более, в векторе Новой Украинской Школы,
и, уж точно, для того, чтобы мы как можно раньше стали применять в нашей жизни — доверие, ответственность, взаимодействие и открытость.
Это стоит того!
Ведь всем нам хочется жить «в эту пОру прекрасную», а приблизить эту пОру можем мы сами, только мы.
Как и измениться. К лучшему.

Ну, что же – hei, как говорят финны. Это и «привет» и «пока». Финны практичные и все используют бережно, не разбрасываясь — ни мусором, ни словами, ни возможностями

Так что — меньше слов, больше дела! Попробуем?

Как и обещала и чтобы закрыть финский гештальт – КАКИЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ФИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЫ МОЖЕМ ВНЕДРЯТЬ УЖЕ СЕЙЧАС…

Опубліковано Alevtina Sedochenko 24 березень 2017 р.