Финское образование — Хёрст и арт :)

Третий день в финской школе был волшебным — я уверовала в магическую силу искусства!

А, еще я познакомилась с чудесным созданием по имени Эмилия-Пепита.
По сейчас под впечатлением дня. Рассказываю.

Сегодня мы с коллегой пошли на урок изобразительного искусства в старшую школу и окунулись в мир искусства так, что я стала понимать финский . Предлагаю, если не окунуться, то хотя бы поплескаться.

Что такое арт-мастерская в финской школе – рассказывать не буду, лучше посмотреть фото. Это реальная творческая мастерская.

Итак, урок – ученики приходят в класс и видят на экране известный бриллиантовый череп Демиена Хёрста.
Преподаватель рассказывает о том, сколько он стоит (… “миллиона пунто”), они говорят о бриллиантах, о декорировании разных поверхностей, а заодно и о строении черепа.

Потом препод прямо в эфире гуглит Хёрста, показывает в Пинтересте его знаменитых животных в формальдегиде — они в прямоугольных аквариумах разной формы, показаны в разных ракурсах, хорошо видны все формы грани, перспектива … . Об этом преподаватель и рассказывает.
(дети – кто рисует, кто слушает, кто задумчиво смотрит в окно)

Далее на экране появляется знаменитая церковь Св. Николая в Хельсинки. Она показана снизу, будто ты поднимаешься к ней по лестнице слева.
Очень интересный ракурс, церковь выглядит потрясающе – темные, грубые, массивные ступени и белый храм на фоне синего неба, легкий, воздушный … . Это именно тот случай, когда понимаешь, что поднимаясь по ступеням, ты обязательно придешь к храму. И в прямом и в переносном смыслах.

На примере этой церкви, которую знает любой финский школьник, и этой лестницы, по которой поднимался почти любой финский школьник, преподаватель рассказывает о перспективе, колористике, игре цвета и тени, и о том, как понимание этого может либо привести к храму, в переносном смысле — как к творению арт-объекта, либо нет.
Дети – кто рисует, кто слушает, кто задумчиво смотрит в окно.

Затем преподаватель показывает обычный финский дом, к нему ведет интересная дорога. Картина – все оттенки зеленого. Вроде, ничего необычного, но – игра фактур, цвета, форм открывает знакомую картину с совершенно незнакомой стороны. На примере этого преподаватель рассказывает как нужно искать необычное в обычном, о природе, как источнике идей и вдохновения.
(дети – кто рисует, кто слушает, кто задумчиво смотрит в окно)

На этой возвышенной ноте преподаватель выводит на экран логотипы финских компаний, известных каждому финскому школьнику, и на их примере рассказывает о цвете, формах и том, как их используют бренды.
(дети – кто рисует, кто слушает, кто задумчиво смотрит в окно)
Девочка Пепита задает вопрос, идет дискуссия, преподаватель с ней соглашается.

Потом дети берут бумагу, краски, кисточки.
Они рисуют композицию, которую сами и создали: фикус, зеркало, игрушечный мотоцикл, чайник, фрагмент греческой статуи (голова женщины), бутылка.

Каждый ребенок выбрал то, что хочет рисовать – либо композицию полностью, либо ее часть, либо какой-то фрагмент.
Пепита рисовала листья фикуса
парень справа – голову и бутылку, тщательно вырисовывая тени и блики
еще один парень – тоже голову и бутылку, но в технике “весомо, грубо, зримо”
другой парень – что-то срисовывает со смартфона
две девченки слева рисуют чайник
парень афро-финн рисует яркие разноцветные круги, которых нет в композиции.

Преподаватель подходит к каждому, что-то комментирует, но больше времени уделяет тем, у кого хорошие рисунки – поправляет блики парню, который колдовал над свето-тенью, что-то показывает в композиции девочке, которая сидела у окна. Остальные просто рисуют, самовыражаются в процессе.

Урок заканчивается, дети складывают свои рисунки на просушку, убирают за собой столы, мастерская пустеет.

Пепита сказала, что когда они закончат свои шедевры, они сделают общее портфолио.
Каждый ребенок добавит в общую картину свой мазок, свое видение сюжета, а афро-финн – ярких красок (и, очень кстати — оригинальная композиция мрачновастенькая). Ну, что же, каждый идет к храму своим путем. Как в жизни.

Урок был на финском, кроме “миллиона пунто” в языковом плане я не поняла ничего, но все было понятно.
Что все было именно так, подтвердила Пепита и препод по арту, который даже спросил не тичу ли я арт
Феномену моего волшебного прозрения есть 2 объяснения:
1) логичное – весь визуальный материал был тщательно подобран, логика и ход урока подсказывали — что и для чего хотел донести учитель, смысл того, что происходил
2) правильное – это великая сила искусства, для которой нет никаких границ!

Вот, просто, уникальный опыт, реально захотелось попробовать потичить арт

Теперь за Пепиту и ее рассказ.
Сидим с коллегой, наблюдаем за тем, что происходит в первой части поста. На практической части, когда закончились примеры и дети стали рисовать, подходит к нам ангельского вида создание с красивыми голубыми глазами и большими ресницами – “вы говорите по-русски? Хочу с вами пообщаться” … . Эмилия-Пепита, папа финн, мама русская. Девочка не просто красавица, но и умница — она раньше всех закончила рисовать фикусы, и с сознанием выполненного долга, подарила нам 30 минут приятного общения.

Делюсь главными моментами, ибо хочу закончить, наконец, этот пост

На вопрос – в чем сильные стороны финской школы, Пепита ответила, что в технологиях и в том, что их очень многому учат.

Свободного времени у детей мало, т.к. программа очень насыщена. Пепита общается с друзьями не из школы только по выходным. ДЗ задают и активно, но не проверяют потому, что выполнять или не выполнять – это ответственность ребенка.
На кружки ходить некогда и незачем.
Некогда – потому, что см. выше.
Незачем – потому, что см. еще выше и в предыдущих постах.
Финское обучение выстроено так, что каждый может развить свои способности в стенах школы и брать доп. курсы по желанию, если «процесс пошёл».
Да, и кружки очень дорогие.

Экзамены, контрольные есть и регулярно. Снова же – никто ни за что не ругает, знания – это ответственность ребенка.

Пепита хорошо учится и хочет быть врачом. В медицинский, как и в педагогический можно поступить “только 1 раз в год”, т.е. подать документы можно только в 1 в мед/пед ВУЗ (а не в несколько, как у нас).
Поэтому ставки очень высоки. Это реально шанс, который выпадает 1 раз в 365 дней и для того, чтобы его взять, нужно быть очень хорошо подготовленным. Парню Пепиты повезло больше, он хочет стать полицейским, а полицейские могут подаваться аж в 4 уч. заведения. Надеюсь, у них все сложится и с поступлениями и в личной жизни

Третий день в финской школе был волшебным — я уверовала в магическую силу искусства! А, еще я познакомилась с чудесным…

Опубліковано Alevtina Sedochenko 15 березень 2017 р.