Финское образование как культура

Почему перенять финский опыт  в образовании «скопировал/вставил» у нас не получится или будет очень сложно?

Более четко понять что это значит применительно к образованию мне помогла Eija Kauppinen (Эйя Кауппинен), Counsellor of Education, по приглашению которой я посетила Finnish National Agency for Education (OPH). OPH – агентство, которое формирует и разрабатывает финское образование. По-нашему, чтобы понять, это 3в1: Мин-во Образования и Науки (часть функций) + Інститут Модернізації Змісту Освіти + Академія Педнаук.

Идя на встречу, я подготовила список вопросов, среди которых был и школьный менеджмент. Когда мы стали его обсуждать, выяснилось, что у них нет понятия менеджмент, а есть “operational culture”. КУЛЬТУРА.

Школьный менеджмент для финнов это — от лат. cultura — возделывание, а для нас – от англ. management — управлять. И это ключевая разница.

В понятие школьной “операционной культуры” в National Core Curriculum у финнов входят:

— мотивация к развитию школьного “learning community”, где активно учатся, самообучаются и обучают друг друга ВСЕ, и учителя, и дети

— “well-being”, когда всем комфортно, здОрово и здорОво, весело и счастливо

— “interaction”, когда все друг с другом взаимодействуют, друг другу помогают

— “cultural diversity & multilingualism”, когда все с уважением относятся к разным культурам и языкам людей, живущих в сообществе

— “participation & democracy”, когда ученики принимают участие в планировании, развитии и управлении школьной жизнью

— “equity & equality’, когда уважаются права как учителей, так и учеников

— “environmental responsibility & sustainable future orientation”, когда забота об экологии и является заботой о будущем

На этой базе далее и развивается процесс обучения, который очень детально определен National Core Curriculum в направлениях — ЧТО, КУДА, КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ, а администрация, учителя и ученики на местах уже решают — КАК.

Что касается ключевого звена “доверие и ответственность”, это в сфере культуры общефиннской — “если ты мне доверяешь, я оправдаю твое доверие”, на нем держится не только школа, но и всё общество.

В Финляндии мы жили в квартире, снятой через интернет.
Хозяйка квартиры, Ану, оставила нам ключи в открытом железном ящичке на парковке рядом с домом. За все время нашего пребывания в Вантаа мы не видели Ану ни разу. И не увидели бы, если бы не понадобился утюг — его нам принес хозяйкин муж, обвешанный, как мартышками, 2-мя детьми. Когда мы уезжали, Ану попросила оставить ключ на кухонном столе и захлопнуть дверь. И всё.

У нас и тут завтык – мы не можем так. А, вдруг, умыкнут утюг?!
К, сожалению, вопрос не праздный — у нас могут и умыкнуть. Доверие работает тогда, когда есть и ответственность, есть это — “если ты мне доверяешь, я оправдаю твое доверие”. И нам еще предстоит «моисеев» путь в этом направлении.

Еще важная вещь из беседы с Эйей Кауппинен. Пожалуй, самая важная для понимания эффективна или нет финская система образования.

Цель финской школы — воспитать людей, которые —
— ответственно относятся к своей жизни,
— уважают свободу других,
— держат баланс работа-отдых,
— могут обеспечивать себе достойный уровень жизни,
— могут обеспечивать стране устойчивый рост экономики и развитие демократии,
— заботятся о природе, как о своей среде комфортного и здорового обитания,
— и счастливы всем этим

Финская система образования прекрасно выполняет эту задачу.

Если бы финны ставили целью сделать своих людей —
— трудоголиками, которые перероют вдоль и поперек все свои 338,424 km² в поисках того, что можно выкопать и выгодно продать (а, есть что копать и продавать),
— сделают из комфортной среды своего обитания смердящую на всю Скандинавию “зону индустриале”,
— будут видеть друг в друге только конкурентов, а доверие воспринимать, как повод им воспользоваться,
тогда бы их система образования была другой.

Возвращаясь к изначальному вопросу – «сможем ли мы внедрить у нас финское образование или его элементы?»:
— систему полностью, конечно, нет (не будем себя обманывать)
— адаптированную или элементы, конечно, да

И, внедрить эти элементы можно уже сейчас,
даже в рамках нашей существующей системы,
а, тем более, в векторе концепции Новой Украинской Школы,
и, уж точно, для того, чтобы мы как можно раньше стали применять в нашей жизни — доверие, ответственность, взаимодействие и открытость. Это стоит того!

Вот, ездили-мы ездили по Финляндии в поисках секретов финского образования, и что же наездили? Какой "сухой остаток", к…

Опубліковано Alevtina Sedochenko 19 березень 2017 р.