Финское образование — в чем секрет?

Главное, что нужно уяснить — образование это зеркало общества.
Воздух «доверия и ответственности» в финской школе – тот же, что и вне ее стен.
Поэтому мы и маємо те, що маємо – смотрим на нашу школу и видим отражение нашего общество. Смотрим на финскую школу – видим финское общество.
Собственно, вот и весь “секрет”.

Внедрять финский опыт «скопировал-вставил» не получится. Хотим сделать школу новой – «обновляемся» сами, уходим от стереотипов, догм, формируем современный подход к жизни и ответственность. Причем – каждый, начиная с себя и с этой минуты.

Собственно, на этом можно и закончить ☹, но не за тем мы сюда приехали . Итак,

сегодня мы были в самой большой школе-лицее Скандинавии и самой «крутой», как мне сказали 2 девченки, одна из Питера (мама вышла замуж за финна), вторая из Латвии (родители здесь работают).

«Крутая школа», это не в нашем понимании, это обычная государственная бесплатная школа, где:

1) Пространство:

— школа «лёгкая» изнутри, стены стеклянные, все открыто, много света и пространства

— все пространство школы рабочее!

ВСЕ стены классов – это рабочие доски, нет никаких шкафов с пыльным реквизитом, флагов, портретов ученых и президентов. Школа – место где приобретают знания, и на эту цель работает всё школьное пространство. Если портрет Бойля-Мариотта не помогает изучить одноименный закон – портрет идет в сад и на его месте появляется рабочая доска, все разумно и логично.

— для детей всегда есть свободное место, где они могут отдохнуть, сделать уроки, пообщаться, в коридорах – столики, если нужно сосредоточиться – есть уголки со стеклянными стенами

— свободный вайфай, везде розетки

— открытая столовая самообслуживания, каждый набирает что и сколько хочет; сегодняшний выбор – салат из свежей капусты, вареная морковь, мясное рагу с овощами, перловка, можно брать хлебцы с маслом, воду, молоко, сок; есть кафе (открыто не всегда), там – кофе и всякие вкусности; в столовой можно сидеть сколько хочешь; дети сами за собой убирают

Вообще – в школе полная свобода, но никто не «сходит с ума», такое ощущение, что школа – саморегулирующийся механизм. Директор школы сказал, что это «организованный хаос». Так и есть и жизнь, по сути, такая и есть. Еще раз о зеркале общества, смотрим на школу – понимаем за себя.

2) Технологии

электронный менеджмент, расписание, общение. Да, и в школе нет собраний – все в он-лайн.

— в каждом классе все необходимые девайсы – проекторы, доски, компьютеры; все учителя в теме, если ты не в теме – ты просто не можешь преподавать на современном уровне

— с телефонами никто не борется. Задача учителя – учить, а не вести бой с планшетами/смартфонами, тем более, что финал боя предсказуем, и это не враги, а друзья – в школе, где все он-лайнизировано.
Вспоминаю родительские собрания в школе, где учится мой сын – «никто не слушает учителя, все сидят в планшетах, это безобразие». Привет из заснеженной Финляндии!

Вообще, на тему внедрения ИКТ в школе говорить нет смысла – это просто должно быть в современном образовательном процессе. Просто потому, что без ИКТ школа не выполняет свою основную функцию – давать детям современные знания и умения, и всё.

3) Учителя

Это самое сложное для нас – роль и статус учителя.

С одной стороны, финский учитель это:
— автономия, он сам может формировать программу, разрабатывать курсы
— нет проверок и бюрократии
— нет классного руководства в нашем понимании

С другой:

— школа это 1150 курсов, которые ведут и РАЗРАБАТЫВАЮТ САМИ УЧИТЕЛЯ (без методистов) и учителя это не «предметники», это «межпредметники»

Как человек, который сам разрабатывает свои курсы, скажу, — это куча времени, глаза, сросшиеся с монитором, постоянное самообразование в законные выходные, доработки/адаптации, поиск и проба новых решений, это хелл оф ворк.

— учителя это только университетское образование и это очень серьезная подготовка и неформальное обучение в течение всей жизни

— учитель это «первый среди равных» максимум, к нему обращаются по имени, с ним могут спорить

— учитель сам определяет для себя обучающие курсы, директор подтверждает

С одной стороны – все не так уж и сложно, с другой – для того, чтобы стать учителем «финского» образца, надо полностью перенастроить себя, как учителя. Полная перезагрузка. К этому надо быть готовым осознанно, а это совсем не просто.

5) Программа

Нет предметов и программ в нашем понимании, есть обязательные предметы (18) и темы, которые определяет государство, остальное – определяет школа.
Например, по биологии государство «дало» 3 темы: экология, эволюция и окружающая среда.
Под эти темы учителя сами разрабатывают программы на основе межпредметных связей, проектной работы, практики.

И, тут, должна отметить, нам есть что сказать и предложить, и финнам тоже кейс-уроки, есть в открытом доступе на гипермаркете знаний – берите, применяйте! Будьте, как финны и даже впереди них! http://edufuture.biz

Подход phenomenon based & project based внедряется в финской школе с этого года. Он дает не только целостное понимание и изучение взаимосвязей, но и формирует активное участие ученика в образовательном процессе. Ученики также участвуют в определении своей индивидуальной образовательной траектории.
Это об ответственности.

Вообще финская школа – это свобода, ответственность и уважение к человеку, к личности.

Вот, обещанный отчет о финском образовании, немножко лонгрид, не причесанно, но в бодром ритме :)Главное, что нужно уя…

Опубліковано Alevtina Sedochenko 13 березень 2017 р.