Международная конференция «Best education for future» — взгляд эксперта

рабоч гоРуководитель центра iDevelopment, Алевтина Седоченко, была одним из 30 международных экспертов, участвовавших в конференции.

Ее рассказ о конференции:

Нас было 30 экспертов в области образования (Австрия, Германия, Польша, Хорватия, Румыния, Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Чехия, Турция, Венгрия, Молдова, Грузия, Армения, Россия, Украина, экс-министры образования Румынии, Литвы, действующая министр образования Молдовы) + представители образования Молдовы + представители школьно-студенческого актива.

Что там было?
МинОбр Молдовы представляло доклад о проблемах системы образования в Республике. Экспертам и освитянам Молдовы предстояло выработать рекомендации по реформам образования в Молдове.

Как там было?
Интересно и динамично. Мне нравится партисипативный формат, когда все имеют возможность общаться и работать над решением задач. Прекрасная организация, продуманная повестка, открытость и дружелюбие организаторов и участников.

Что удивило?
Открытость МинОбра Молдовы — они честно на весь мир заявили, что главная проблема их образования — коррупция, бюрократия, устаревшая система и старое мышление. Это сказала их министр образования. Никто не стал делать poker face и говорить, что у нас нет учебников, учителей, компьютеров и т.д., это производные. Были названы главные проблемы и это было сделано правильно.
Признание проблем — это уже 50% их решения. Если Корина Фусу (МинОбр Молдовы) пойдет дальше заявлений, у нее есть все шансы стать «the ministry of solutions» (министром решений), как она себя представила.

Куда же движется европейское образование?

1) от предметов к навыкам и пониманию
Экс-МинОбр Румынии, Сорин Кимпеану, отлично сказал, что «учить надо не чему, а что делать», практическим заниям, а для этого надо учить собирать и фильтровать информацию, анализировать, критически оценивать, интегрировать, создавать новые понятия, продукты и смыслы.
По математике мы учим как считать, по истории — даты, по литературе — тексты … . Ничего из этого не дает ребенку понимания что делать со всем этим и со своей жизнью. 11 самых продуктивных для познания себя в мире лет уходит на заучивание устаревшего контента. И мы чего-то хотим от детей?

2) от учебы школа-ВУЗ к учебе в течение жизни (life long learning)
Потому, что знания, умения, опыт быстро устаревают в современном мире. Чтобы быть конкурентноспособным надо постоянно приобретать новые знания и навыки, нарабатывать уникальный интегрированный опыт. Для этого надо учить детей учиться самостоятельно + см. п. 1.
Я модерировала эту группу и представляла результаты работы экспертов по Labor Market and Life Long Learning. Есть рабочий план «what is to be done» и это актуально не только для Европы.
Позже сделаю подробный пост на эту тему.

3) от уроков к проектам и интерактивным методам изучения (нет, не ОБучения, а именно ИЗучения)
Урочная система начала устаревать уже к середине прошлого века, когда научный прогресс, наука и бизнес требовали комплексных решений, созданных группой людей. Открытие можно сделать и в одиночку, но сделать из него продукт, товар, деньги можно только взаимодействуя с другими людьми.
Проекты + см. п. 1. и п. 2 дают возможность объединять изучение фундаментальных наук с приобретением практических навыков и развитием исследовательского и креативного мышления.

4) от уравниловки к развитию талантов и способностей
Это то, что мне особенно близко 🙂
Никто не спорит, что «лирику» надо понимать основные принципы физики, а «физику» уметь письменно и устно красиво излагать мысли. Но, раскрытие и практическая проработка наклонностей и способностей, позволяет детям не просто с интересом учиться, но и проявлять себя, чувствовать себя успешным человеком, достигать цели, верить в себя и свои силы.
Мы все хотим, чтобы наши дети были самостоятельными, уверенными в себе и успешными. Мы учим их, что успех — это преодоление себя, но, почему успех не может быть проявлением себя? И, это самый эффективный и короткий путь к успеху — развить то, в чем ты силен, сделать это свои талантом, добавить другие навыки, сделать уникальным, полезным другим людям.

5) и, the last, but not the least — еще много важных аспектов обсуждалось:
— диджитализация (не все так просто, на примере эстонского опыта массу интересного рассказал Михел Лиис, советник тамошнего МинОбра)
— как учить учителей (оказывается, это проблема не только для нас, Европа тоже в поиске решений, финский опыт не панацея)
Список большой и буду позже подробнее писать на эти темы.

6) Во мне, таки, жив маркетолог, поэтому есть вещь, которая мне очень близка в понимании роли образования — образовательный маркетинг 😉
Современное образование — это не система обучения, это СЕРВИС по сути.
Сервис тогда приносит деньги и хорошо работает, когда удовлетворяет потребности клиентов, заказчиков образования: детей, родителей, ВУЗы, работодателей, общество и государство.

Если продукт — не очень и сервис корявый, то и денег не будет. Это простая примета, известная любому бизнесмену.
Купив плохой продукт, мы его выбрасываем и больше не покупаем. Образование мы потребляем 15 лет, вне зависимости от его качества, и платим за это деньги. А потом платим еще деньги за то, чтобы исправлять результаты этого образования. Поэтому, у всех должна быть возможность выбирать системы образования, исходя из результатов, которые они дают. И, разные системы образования должны конкурировать. Тогда это будет здоровый, динамичный образовательный рынок, интересный и результативный для всех.

7) Ну, и — где взять деньги?
Литовский экс-МинОбр Гинтарас Степонавичус дал простой и дельный совет — для начала убрать бюрократию и бумажную работу, чистая экономия на канцелярии и повышение кол-ва полезных дел на единицу времени 🙂 На примере Литвы это сработало очень эффективно)
А на вопрос — кто за этот весь образовательный маркетинг платит? Вот, заказчики образования и платят + эффективное управление школой, как сервисом. Любой бизнесмен скажет — чем лучше сервис, тем больше лояльных клиентов, тем больше денег 🙂

И, самое интересное в том, что — все эти вещи у нас уже разрабатываются. Мы не ждем когда же нам что-то поведает Европа. У нее, по большому счету, такие же проблемы в образовании, как и у нас. Поэтому, в REFOB мы работаем над тем «what is to be done», что делать? чтобы сфера образования стала тем, чем и должна быть — конкурентной системой, дающий качественный результат для всех ее клиентов. И Мы делаем то, что интересно не только для Украины, но и для других стран. Поэтому нас и пригласили на эту конференцию в качестве экспертов, ведь нам есть что сказать и показать из собственного опыта.

рассказываю о рефоб вопрос группа 13680650_1272922426051983_6310936835305485741_n работа группы 13769451_1272940369383522_2379564225093562027_n

 

Больше информации о конференции здесь и здесь