Как работает финское образование?

Второй день в финской школе.
О том, почему «будешь плохо учиться – пойдешь в дворники» здесь не работает, о «трудах», «двоечниках», инклюзии, тестах, новой программе, вопросах, про Вилму и Юху, ну, и, как всегда – за жизнь.

Средняя школа, 500-700 чел, 13-15 лет, 39 постоянных преподавателей + фрилансеры, которые проводят курсы.

1) Vilma и Юха.

Вилма это система эл. менеджмента: журналы, дневники, расписание, бланки спостережень, общение с учениками и родителями, школьная документация – всё там.
На все наши вопросы по документации, планам уроков (их нет, кстати) и т.д. отвечалось одним словом – Вилма.

Юха это учитель математики, сделал программу, где нет бумажных учебников, все – в интернете. Увлеченно и гордо показывал мне как просто там проверять формулы. Юха скоро идет на пенсию. Вопрос – зачем ему это надо в его возрасте я не задавала …

2) Вопросы

Вообще, с вопросами было забавно.

Задали вопрос – а как вы мотивировали учителей меняться, включаться в процесс реформирования школы, самообучаться, изменяться … .
Финны зависли немного, потом отвечают – ну, мы понимали, что наша система не дает результатов, смотрели на рейтинг , и поняли, что надо что-то делать … .
Здесь немного зависла я — ну, мы тоже, как-бы смотрим, уже давно, глаза устали … .

Кстати, по вопросам – многие из них вводили принимающую сторону в ступор – про дневники, почему в школе чисто, кто проверяет, что регулирует государство. В школьной плоскости на них ответов нет. Э

3) Тесты как мотивация

Они есть, и их довольно много. НО!!!! – тест это не оценка успеваемости. Тест это замер прогресса и результатов.

Тесты можно сдавать любым образом удобным ученику образом (как и учиться. впрочем), это diversity of assessment methods – в он-лайн, сделать проект, нарисовать плакат, рассказать/станцевать/спеть.
Уже знакомый нам Юха сказал, что ученики могут сдавать его математические тесты со смартфона. Юху!

Тесты – это история успеха.
Главное, чтобы, внимание! — «оценка успеваемости» мотивировала к обучению, поощряла ответственность и вовлечение ученика в процесс обучения.

Результат – ставятся кипиаи, например, нужно прочитать такие-то темы, сделать то-то, а не это нужно прочитать/сделать на 8.
Тут, снова, об ответственности и о вовлечении ученика в процесс. Он, по сути, сам ставит себе планку по оценке, 4 или 8. Задача учителя – дать возможности для всех учеников максимально проявить себя в процессе обучения.

4) Что делать с “двоечниками” и инклюзия по-фински

Инклюзия по-фински это не только об ограниченных возможностях (здоровье). Это о всех детях, которые требуют особого внимания.
Мы были в таком классе, там был русскоговорящий парнишка, сказал, что сложно дается обучение на финском, поэтому он в этом классе, тут понятнее объясняют, он подучится и потом пойдет в обычный класс.

Есть 3 “ступени”
— общая поддержка, например — долго болел, сложно дается какой-то предмет, боишься тестов
— индивидуальная поддержка (если общая не дает результата)
— специальная, индивидуальный план обучения

Дети “ведутся” с младшей школы. Финны вылавливают проблемы на ранней стадии (earliest possible support), чтобы как можно раньше начинать с ними работать.

“Специальные” классы – это не клеймо, это не навсегда, дети в таких классах могут спокойно посещать занятия обычных классов и ощущать себя обычными детьми.

Вообще, эти классы отличная вещь, такая “бухточка”, куда ребенок, если чувствует что нет ресурса, может отойти на время, набраться сил, найти свою траекторию и двигаться дальше.

Есть еще одна штука – если ты решаешь, что учиться тебе взагалі облом, ты можешь уйти в режим «учиться и работать», например, садовником или в автосервисе. Кстати, на эту программу не берут абы кого – конкурс 5 человек на место! Больше, чем в среднестатистическом украинском ВУЗе!

Так, что проблема “двоечников” имеет больше, чем одно решение “учиться-учиться-учиться”

Главная фишка финской школы – ее гибкость и адаптивность, прежде всего, в отношении к ученику, его возможностям и способностям.

Да, и разбивка поступающих ВУЗ-проф/тех 50/50, директор школы сказала, что максимально поощряются разные стажировки, практики в реальном бизнесе.
Это про профориентацию по ДДО Климова и рефераты о профессиях.

5) Новая программа (уже писала, но повторюсь)

Начала внедряться с 1/08/2016, предполагает:

— навыки и знания, которые понадобятся в будущем и дадут детям успешную реализацию, как в Финляндии, так и за ее пределами
— мотивация и поощрение обучения
— активное участие учеников в обучении
— КАЖДЫЙ ученик в школе должен испытать успех
— ответственность и поддержка
— разные образовательные среды (learning environments) – группы, индивидуальное, разные методы обучения и самообучения
+
Новый подход (вчера писала) : phenomenon based & project based. Это все о межпредметных связях и практике, о навыках, увязанных с предметами.

Тут нам с финнами не то, что по пути, мы в одной колее, т.к. мы уже над этим работаем – и кейс-уроки, и актуализация потенциала подростков, и проекты-погружения.

Второй день в финской школе. О том, почему «будешь плохо учиться – пойдешь в дворники» здесь не работает, о «трудах», «…

Опубліковано Alevtina Sedochenko 14 березень 2017 р.